Выступление министра здравоохранения Алтайского края И.В. Долговой на совместной коллегии Министерства здравоохранения Алтайского края и Медицинской палаты Алтайского края

Уважаемые участники коллегии!

Сегодня мы с Вами впервые встретились на площадке нового, комфортабельного, оснащенного по самым современным требованиям краевого перинатального центра и это яркая демонстрация того, что в крае поэтапно решается основополагающая задача здравоохранения – повышение доступности и качества оказания медицинской помощи.

И прежде чем подвести итоги нашей работы в течение года, хотелось бы напомнить какими средствами мы располагали в течение года.

В развитие отрасли здравоохранения в последнее время осуществляются серьезные вложения. Прогнозируемый объем финансовых ресурсов, направляемых на отрасль «Здравоохранение» из федерального бюджета, краевого бюджета и средств ОМС в 2017 году составил 31314,7 млн. рублей, что на 10,3 % больше, чем в 2016 году, и в сопоставлении с общим бюджетом края составляет практически 40 %.

doklad2017_1.jpg

Существенно увеличился объем средств, направленных на капитальные вложения и это ведет к заметному изменению облика медицинских организаций. На эти цели направлено порядка 2 млрд. рублей.

В 2017 году завершено строительство Перинатального центра (клинический) Алтайского края», лечебно-диагностического корпуса краевого онкологического диспансера, а также продолжена реконструкция краевого противотуберкулезного диспансера на 500 коек в г. Новоалтайске.

Хотелось бы отметить активную работу наших депутатов Государственной думы Д.В. Бессарабова и В.А. Елыкомова, благодаря которой на федеральном уровне согласовано выделение 480 млн. руб. из федерального бюджета на последующие три года для завершения реконструкции краевого противотуберкулезного диспансера.

В рамках реализации краевой инвестиционной программы завершается строительство 9 ФАПов, осуществлен капитальный ремонт в 25 медицинских организациях. Лимит программы в 2017 году составит 1 436,2 млн. рублей.

Дополнительно за счет краевого бюджета проведен капитальный ремонт 111 объектов здравоохранения на общую сумму 465,8 млн. рублей, работы включали в себя: капитальный ремонт инженерных сетей, замену оконных и дверных блоков, капитальный ремонт помещений, входных групп и зон регистратуры в рамках реализации федерального проекта «Бережливая поликлиника». В том числе в 23 медицинских учреждениях выполнен капитальный ремонт крыши, из них 6 учреждений в рамках аварийно-восстановительных работ.

На переоснащение медицинских организаций было направлено 770,0 млн. руб. краевого бюджета и 107,0 млн. руб. средств нормированного страхового запаса фонда обязательного медицинского страхования.

За счет средств краевого бюджета также приобретено 2 мобильных медицинских комплекса (маммографический и «женское здоровье») с целью расширения выездной работы автопоезда «Здоровье» на базе Диагностического центра Алтайского края.

В рамках социального партнерства различных институтов гражданского общества на балансе здравоохранения Целинного района появился первый в крае мобильный фельдшерско-акушерский пункт.

doklad2017_2.jpg

Совсем недавно Президент РФ В.В. Путина объявил  об улучшении  материально-технической базы детских медицинских организаций.  В рамках данного поручения в 2018 году стартует трех летний проект по технологическому переоборудованию входных групп регистратур и оснащению медицин6ским оборудованием в соответствии с современными требованиями.  Процесс укрепления материально-технической базы и в первую очередь детских организаций будет продолжен.

doklad2017_3.jpg

Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию на 2017 и последующие три года были обозначено 7 приоритетных направлений развития здравоохранения и мы вместе с Вами работали по всем 7-ми направлениям и что-то у нас получилось, а над чем то нужно еще поработать.  

doklad2017_4.jpg

Итак, понимая, что резервы улучшения демографических показателей лежат в первичном звене в крае были продолжены реформы первичной медико-санитарной помощи. Наработки 2016 года позволили региону поддержать федеральный проект «Бережливая поликлиника».

На текущий момент в проект работает 14 бережливых поликлиник, которые обслуживают более 15 % населения края. Хочется поблагодарить руководителей и лидеров пилотных организаций за инициативное вхождение в проект.

Модели работы пилотных поликлиник будут активно поэтапно тиражироваться в рамках федерального приоритетного проекта «Создание модели организации первичной медико-санитарной помощи» последующие три года на все медицинские организации края.  

Инструментам бережливого производства и идеям бережливого производства уже обучено порядка 400 человек. Это настоящая команда, мотивированная на повышение доступности и престижа отрасли, и формирующая вокруг себя не равнодушных и заинтересованных сотрудников. Представительство бережливых поликлиник есть во всех медицинских округах и оттуда будет распространяться идеология новой модели поликлиник в округе. Кроме того, в крае создан региональный методологический центр первичной медико-санитарной помощи, который будет обеспечивать методическое сопровождение работы, стандартизацию и визуализацию.

doklad2017_5.jpg

В проекте осуществляется активное взаимодействие с ТФОМС, страховыми компаниями, которые путем еженедельного анкетирования изучают мнение пациентов, обеспечивают информирование застрахованных за счет размещения информационных материалов, смс оповещений, а также приобретают в медицинские организации технические средства информирования.

doklad2017_6.jpg

В пилотах были выявлены проблемы и совершенствовались процессы работы регистратуры, приема врачей первичного звена, забора биоматериала для проведения лабораторных исследований.

Общие результаты реализации проекта представлены на слайдах, а собственный опыт реализации проекта на конкретных примерах сегодня будет доложен лидерами проекта двух поликлиник.

За счет мероприятий по направлению «Регистратура» (разобщение пациентопотока в регистратуре, распределение функциональных обязанностей регистраторов, а также их обучение в работе с РМИС технологического переоснащение зон регистратур с использованием  единого регионального брендбука, дооснащение холлов информационными стендами и мониторами) нам удалось сократить время ожидания в очереди в 3 раза, число человек в очереди у регистратуры в среднем в 4 раза, время обслуживания в регистратуре сократилось в 1,5 раза.

За счет мероприятий по направлению «Прием участкового врача» произошло сокращение времени ожидания в очереди и очередь у кабинета участкового врача в среднем в 3 раза.

В результате реализации направления «Лаборатория» нам удалось сократить количество человек в очереди на забор крови и время ожидания забора крови в среднем в 3 раза.

doklad2017_7.jpg

Вторым этапом работы в пилотах взяты в совершенствование процессы по обеспечению доступности диагностических услуг, диспансеризации взрослого населения и профилактических осмотров несовершеннолетних.

doklad2017_8.jpg

Совершенствование работы медицинской организации не возможно без внедрения системы электронного документооборота. Министром здравоохранения Российской    Федерации В.И. Скворцовой 2024 год обозначен, как год полного перехода всех медицинских организаций на полный электронный документооборот.

На сегодняшний день в крае автоматизировано 80% рабочих мест медицинских работников, подключено к скоростному интернету 100% медицинских организаций, но работает с электронными документами лишь 10 % от общего числа медицинских работников. 

В текущем году в региональной информационной системе появились новые электронные сервисы, такие как выдача направлений на диагностические исследования в электронном виде, выдача электронных листков нетрудоспособности, внедрена структурированная электронная медицинская карта, модуль МИС «Иммунопрофилактика», позволяющий в электронном виде планировать прививочные кампании в разрезе участков медицинской организации.

Необходимо активно осваивать эти сервисы, что позволит оперативно и объективно формировать управленческую статистику и принимать решения как на уровне медицинских организаций, так и на уровне Министерства здравоохранения.  

К сожалению не все медицинские организации работают в настоящее время даже в системе электронного учета оказанных услуг.  Отсутствие ведения электронного учета в сегменте оказания государственных услуг за счет средств краевого бюджета не позволило руководству краевых медицинских организаций осуществлять контроль за объемами оказываемой медицинской помощи, что привело к припискам и снятию по результат финансового контроля финансовых средств  в объеме 15,8 млн. руб.

doklad2017_9.jpg

Нарастающие объемы финансирования медицинской помощи, изменение структуры финансирования с нарастанием доли высокозатратной медицинской помощи требуют от отрасли повышения эффективности.

В тоже время на фоне стагнированных показателей общей смертности, а также сокращения темпов снижения смертности от основных классов причин мы видим негативную динамику роста на 41,6 %, летальности в стационарах различных уровней и на 8 % от острых хирургических заболеваний. 

Это свидетельствует о проблемах не соответствия показаний для лечения уровню медицинской организации и преемственности медицинской помощи на разных уровнях ее оказания.

Это требует дальнейшей работы по совершенствованию трехуровневой системы и доработки логистики оказания медицинской помощи с четким определением видов, условий и форм оказания медицинской помощи, а также обеспечения контроля за ее выполнением.

Одним из условий эффективного функционирования трехуровневой системы должна стать четко отлаженная система медицинской эвакуации. 

doklad2017_10.jpg

В  крае в течение 2-х лет реализуется стратегия развития службы скорой медицинской помощи, направленная на ее техническое перевооружение и укрупнение. Парк автомобилей скорой помощи в текущем году будет обновлен 14 автомобилями, которые будут направлены в центральные районные больницы.

В 2017 году укрупнение станций было продолжено в Бийском и Рубцовском медицинском округах. Завершен подготовительный этап укрупнения службы в Славгородском медицинском округе, где во всех отделениях центральных районных больниц автомобили скорой помощи оснащены альтернативными источниками связи, установлены базовые станции для обеспечения бесперебойной связи с бригадами, проанализирована нагрузка на планируемый в Славгородской ЦРБ единой диспетчерской службы и до объединения остается один шаг – приказ Министерств здравоохранения о реорганизации службы в округе. Но изменение структуры и вывод автомобилей из ЦРБ под управление единого диспетчерского центра обнажило две проблемы.

Одна из них - это отсутствие взаимодействия скорой помощи и структур первичного звена при оказании неотложной медицинской помощи. В то время как в разных медицинских организациях от 30 до 60 % вызовов, обслуживаемых скорой помощью, относятся к категории неотложных, медицинские организации первичного звена не выполняют свои плановые задания по оказанию неотложной медицинской помощи. 

doklad2017_11.jpg

Вторая – это эвакуация пациентов в медицинские организации второго и третьего уровня. Мониторинг эвакуации пациентов с острыми сосудистыми заболеваниями показывает, что реанимобилями краевого центра медицины катастроф вывозится только 50% нуждающихся, а оставшиеся больные эвакуируются не соответствующими требованиям по оказанию скорой специализированной медицинской помощи автомобилями службы скорой помощи и непрофильными бригадами. Кроме того, при отвлечении ресурса скорой медицинской помощи на эвакуацию ограничивается доступность скорой медицинской помощи скорая медицинская помощь на территории обслуживания.

Соответственно вывод автомобилей на управление единого диспетчерского центра не позволит отвлекать бригады скорой медицинской помощи на несвойственные функции.

Для решения этой задачи необходимо пересмотреть работу консультативного центра, рассмотреть возможность создания специализированных бригад скорой медицинской помощи в учреждениях второго уровня и разработать регламент их взаимодействия с центром медицины катастроф и консультативными центрами.

doklad2017_12.jpg

Хорошим подспорьем в решении вопроса экстренной эвакуации стал федеральный приоритетный проект по развитию санитарной авиации. В 2017 году на реализацию проекта выделено 51,5 млн. рублей, С июля текущего года из районов края эвакуировано силами санитарной авиации 69 пациентов. В октябре текущего года в край поступил новый вертолет, оснащенный медицинским модулем, позволяющим одновременно эвакуировать двух тяжелых пациентов. В 2018 году реализация проекта будет продолжена. (97,4 млн. рублей).

doklad2017_13.jpg

Любой финансовый орган при поступлении финансовых средств ставит вопрос, а насколько эффективно они использованы. В крае с 2012 года реализуется программа «Земский доктор», в рамках которой было трудоустроено 1011 специалистов и направлено финансовых средств в объеме 1,011 млн. рублей.  

Пришло время задать вопрос – а что изменилось в кадровом обеспечении краевых медицинских организаций за этот период.

Фактически из 1011 специалистов постоянно осуществляли деятельность – 712 специалистов или 70,4 %, так как 127  находились в отпуске по уходу за ребенком,  166 уволились по собственному желанию, 3 – призваны на срочную  службу в вооруженные силы, трое уволены по прочим причинам.

Особо хотелось бы отметить, что 63,3% врачей, у которых в 2017 году истек пятилейтний срок участия в программе, по прежнему продолжают работать в медицинских организациях и оказывать жителям села медицинскую помощь.

В рамках реализации программы Министерство столкнулось с пробелами федерального законодательства, такими как:

отсутствие права уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять медицинские организации, в которые необходимо направить врача, а также выбора категории дефицитных специальностей;

включение в пятилетний срок работы в медицинской организации, отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;

возможность перетока врачей из района в район;

освобождение от возврата денежных средств лиц, призванных на военную службу в период срок отработки.

В результате чего мы получили неравномерное укомплектование краевых медицинских организаций и сохранение дефицита наиболее востребованных в первичном звене врачей терапевтов и педиатров. 

Хочется надеяться, что все пробелы будут устранены в связи с внесением изменений в федеральное законодательство в 2018 году и мы еще поработаем с нашими депутатами Государственной Думы.

doklad2017_14.jpg

Одной из мер по укомплектованию медицинских организаций кадрами является заработная плата, которая в крае достигла уровня установленных целевых индикаторов по всем категориям медицинских работников.

В 2017 году Минздрав Алтайского края работал по совершенствованию структуры заработной платы медицинских работников в соответствии с рекомендациями Минздрава России, в которой в настоящее время, на долю выплат по окладам в структуре заработной платы приходится 37,5 %, на выплаты компенсационного и стимулирующего характера 19,2 % и 43,3 % соответственно.

Итак, в 2018 году предстоит огромная работа и это касается каждого из руководителей, сидящих в зале. Только Ваша личная заинтересованность, высокий уровень мотивации на достижение результата позволят обеспечить дальнейшее поступательное развитие здравоохранения и рост качества оказания медицинской помощи. 

В качестве основных направлений совершенствования работы отрасли в 2018 году Министерство здравоохранения определило:

обеспечить при реализации приоритетных проектов и поручений Президента РФ достижение установленных уровней  демографических индикаторов;

продолжить укрепление материально-технической базы краевых медицинских организаций и совершенствование сети и трехуровневой системы оказания медицинской помощи;

обеспечить дальнейшее развитие медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь на основе создания новых пациентоориентированных моделей;

активно внедрять информационные технологии в систему управления медицинской организацией и управления финансовыми потоками;

провести реинновацию системы консультирования и медицинской эвакуации с соблюдением утвержденных схем уровневой  маршрутизации;

продолжить укрупнение службы скорой медицинской помощи;

внедрить систему персонифицированного учета расходования лекарственных средств в каждой медицинской организации;

обеспечить контроль за целевым расходованием финансовых средств и недопущением  возникновения кредиторской задолженности;

приоритетом кадровой политики определить укомплектованность первичного звена здравоохранения и достижение целевых уровней заработной платы по всем категориям медицинских работников. 

Я нисколько не сомневаюсь, что мы с Вами справимся с этими задачами.

Изменен: 3 Апреля 2018