Как протекает COVID-19 у беременных

Мнение «без купюр» заведующего акушерским обсервационным отделением перинатального центра «ДАР» Дарьи Кобзевой:

«В конце октября на базе городской больницы №5 – самого крупного ковидного госпиталя края – было организовано ежедневное наблюдение врача акушера-гинеколога для беременных женщин, проходящих здесь лечение. Если прежде к ним по мере необходимости вызывались дежурные бригады краевого консультативно-диагностического центра, сейчас акушер-гинеколог находится здесь ежедневно. Этим специалистом стала я. С утра сюда приезжают мои коллеги – врачи ультразвуковой и функциональной диагностики, проводят пациентам УЗИ и КТГ – я наблюдаю за их состоянием позже, в течение дня.

Признаюсь, что попав в ковидный госпиталь после работы в роддоме, где каждый день радость и рождаются дети, я поймала себя на мысли, что попала в зазеркалье - диаметрально противоположный мир, где всюду боль и потери. Никогда прежде я не чувствовала себя настолько беспомощной. Если в роддоме ты ощущаешь себя героем: ты контролируешь ситуацию в родзале, а значит, и ребенок закричит, и мать улыбнется, и ты скажешь отцу: «Поздравляю, вы стали папой!» - здесь врач вынужден сообщать родственникам не всегда радостные новости.

Помочь будущей маме, которая заболела COVID-19, крайне сложно. Лечение осложняется тем, что основная часть препаратов, которые назначаются ковидным больным, не может применяться у беременных. Агрессивные противовирусные препараты даже обычный человек переносит достаточно тяжело – их назначают только после врачебного консилиума. Также беременным противопоказаны многие антибактериальные препараты, дыхательные фторхинолоны, которые используются для лечения тяжелых форм инфекций нижних дыхательных путей, а также блокаторы интерлейкинов, применяемых для остановки так называемого «цитокинового шторма».

То, что у врачей связаны руки, конечно, вызывает обиду. Чувствую я и негодование, когда узнаю, что ни одна из беременных, поступающий в ковидный госпиталь, не была привита!

Сейчас в 5-ой горбольнице находится 20 таких женщин, четверо из них в тяжелом состоянии в отделении реанимации и интенсивной терапии.

Выясняется, что женщина либо полагала, что беременность является противопоказанием для вакцинации, либо попросту побоялась. Впрочем, нередко я слышу шокирующую лично меня причину: не прививаться и написать отказную от вакцинации беременной настойчиво рекомендовала врач акушер-гинеколог! В этот момент мне хочется привести такого врача в отделение реанимации, где его пациентка, еще вчера здоровая 30-летняя женщина, лежит в подгузнике (простите!) на высоких потоках кислорода.

Да, для вакцинации беременных существуют противопоказания (ряд акушерских осложнений), однако ни одна из моих пациенток их не имела. Состояние плода у всех было компенсировано – об этом говорили данные УЗИ и КТГ. Вакцинировать беременных на сроке от 22 недель Минздрав России разрешил «Спутником V». Однако лучше это сделать еще на этапе планирования беременности. Тогда будущая мама, вероятно, будет защищена и в самый опасный с точки зрения течения заболевания период. Тяжелее всего COVID-19 протекает на сроке 26-30 недель беременности. В этот момент в организме происходят существенные перестройки и женщина наиболее уязвима. Также непросто перенести болезнь в 34-36 недель, когда высота дна матки достигает максимальных показателей: легкие, и так «поддавленные» подросшим плодом, оказываются серьезно поражены.

Разумеется, переживаем мы и за еще нерожденных малышей. Даже легкая гипоксия, относительно просто переносимая взрослым человеком, может оказаться гибельной для малыша в утробе матери. К гипоксии очень чувствительна его нервная система: как будут формироваться клетки того же головного мозга, напрямую зависит от количества кислорода в крови матери. Беременные женщины, которых я сейчас наблюдаю в ковидном госпитале, для меня не просто пациентки. Это Света, Сара, Фатима, Даша, Настя – мои девчонки, которыми я живу с утра и до вечера в надежде им помочь.

Чудо случается, но это скорее исключение, когда из реанимации беременная женщина переводится в инфекционное отделение, а позже отправляется домой. Невыносимо видеть, как мы теряем женщин и как только что рожденные дети остаются без матерей.

Врач не всегда всесилен, как бог. Он не всегда может помочь. Помочь себе в состоянии только мы сами».